Главная » 2011 » Сентябрь » 23 » Чёрная дыра системы GX 339-4
13:55
Чёрная дыра системы GX 339-4
Проанализировав данные, которые отправил на землю инфракрасный космический телескоп WISE, астрономы выявили необычайно высокую изменчивость джета у небольшой черной дыры, находящейся невдалеке от нашей системы. Статья ученых опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters. В рамках своего исследования ученые имели дело с данными наблюдений космического телескопа WISE (который работал до февраля 2011 года) за двойной системой GX 339-4, которая находится недалеко от нашей системы - на расстоянии 20 тысяч световых лет - в созвездии Жертвенник. Система GX 339-4 состоит из двух компонентов: черной дыры массой около шести солнечных и вращающейся вокруг нее звезды, совершающей полный оборот за 1,7 дней. Ввиду того, что звезда расположена близко к черной дыре, ее вещество постепенно «отсасывается» гравитационным полем последней, и прежде чем сгинуть в ее глубинах, образует вокруг нее аккреционный диск и пару джетов, ориентированных перпендикулярно диску.    Благодаря тому, что на снимках WISE временные отрезки съемки системы GX 339-4 в некоторых случаях не превышали 11 секунд, ученые смогли выделить, что плотность потока излучения джетов, диаметр которых составляет около 25 тысяч километров, регистрируемого телескопом в разных инфракрасных диапазонах, заметно изменяется с периодами от нескольких секунд  до нескольких часов. По словам астрофизиков, это первое столь подробное наблюдение физики процесса формирования джетов. Помимо этого, авторы исследования смогли рассчитать индукцию магнитного поля, действующего на вещество в джете. Расчеты показывают, что оно в несколько десятков тысяч раз превышает индукцию поля Земли на ее поверхности.
Просмотров: 329 | Добавил: igoshuto | Рейтинг: 0.0/0